Друзья! на этой странице вы можете прочесть мои размышления на различные темы, которые мне довелось оформить в печатную форму и прошу простить за "Многобуквие", но мысли они такие, они требуют спокойствия

Неоконченное эссе

Не так давно администрация предложила принять участие в конкурсе учителей, где среди прочего требовалось написать эссе.. .Начал писать, а потом оказалось, что я не подхожу по критериям конкурса, и эссе оказалось не нужно. Вообщем, оно лежало, и я решил поделиться им с вами.

 

..На улице ещё темно…Солнце где-то там за горизонтом только ещё собирается с силами, чтобы наполнить мир светом и теплом. Через час оно появится, и всё начнёт двигаться: прохожие, машины-и даже в воздухе будет дуть свежий ветерок, лёгкий и почти не заметный. Солнце будет весь день работать для людей, но… Никто этого не заметит, потому,  что так и должно быть, и люди привыкли к такому ходу вещей, они знают, что солнце-это надёжно, это навсегда, и, чтобы ни случилось, хорошее или плохое, чтобы они ни сделали,  доброе или злое, солнце будет их греть и освещать им дорогу. Люди под его лучами будут спорить, восходить к вершинам, падать и подниматься … Они будут жить.

Ты проснулся и тихо-тихо, чтобы не разбудить своих домочадцев, прошёл на кухню. Согрел чай. У тебя есть совсем немного времени на то,  чтобы  побыть с самим собой. В голове куча мыслей о предстоящем дне, ты мысленно перебираешь вчерашние и предстоящие проблемы: отчёт, подготовка к совещанию, официальное мероприятие, конфликт, день рождения ребёнка, где взять денег, за кого проголосовать на выборах…. Всё, пора собираться. Рубашка, брюки, пиджак, в левом внутреннем кармане две авторучки-одна с синей, вторая с красной пастой-причёска ровная, туфли начищены, на брюках стрелка… По дороге на работу встречаешь знакомых, здороваешься…Входишь в  помещение. Светло, чисто и шумно.  Идёшь по коридору, а навстречу  твои дети.  Оказывается, у них столько всего случилось, хотя  расстались только вчера вечером. Очень быстро принимаешь оперативные решения по текущим проблемам, даёшь совет, качаешь головой в знак неодобрения, слушаешь, а кому-то просто улыбаешься, и он улыбается в ответ, а ему больше и не нужно. Мы зарядили друг друга, обменялись энергией, и этого хватит как минимум до обеда….. Включаешь компьютер в классе, достаешь наглядность к первому уроку: карта, раздаточный материал. На доске пишешь мелом дату тему и всё, что ты запланировал на урок. Звенит школьный звонок.

Ты собран, в голове чёткий план того, что ты сейчас скажешь, сделаешь , ты даже контролируешь свои эмоции. Нет в голове мыслей на отвлеченные темы...  Приветствие, организационный момент,         и…. ты «ловишь» ритм, энергию детей. Если понял, почувствовал, тогда  вместе открываете мир, вместе удивляетесь, вместе переживаете. Ты не учишь, ты идёшь рядом, ты наблюдаешь, как дети открывают для себя окружающий сложный мир. Ты помогаешь  им, корректируешь направление. Для этого ты имеешь знания, методы, технологии и желание. Ты  готов к самым неожиданным вопросам и ситуациям, умеешь  мотивировать, решить конфликт, увлечь, отвлечь, а иногда даже признать  своё поражение.  Ты  спланировал урок, подобрал материал, подготовил всё,  что необходимо, но …..что-то идёт не так, нет рабочей атмосферы и всё, и тогда весь твой план урока  летит в урну. Что делать?. Смотришь  в окно…Солнце уже светит  ровным спокойным светом. Ты взял маленькую паузу  для принятия решения, вновь возвращаешься на землю, вступаешь в диалог , отступаешь немного назад.  Но это тактическое отступление , как у М. Кутузова после Бородинского сражения.  Ты на ходу корректируешь план, импровизируешь… 

Звонок на перемену. Ты немного устал.  Смотришь  в окно, солнце продвинулось по небу дальше в сторону и чуть выше, но продолжает работать, светить и греть.  А у тебя следующий класс,  и всё сначала, но каждый раз как  в первый. Ты тоже продвинулся дальше и выше, а вместе с тобой и твои ученики.…

                                                                          Осень 2011 г.

 

Write a comment

Comments: 11
  • #1

    Евгения (Thursday, 13 December 2012 15:25)

    Павел, полностью согласна с Вашими мыслями, эмоциями.

  • #2

    mentoralla (Friday, 21 December 2012 19:12)


    Только настоящий учитель может так чувствовать. Поздравляю! Вы - настоящий.

  • #3

    kirzagrad (Saturday, 22 December 2012 00:43)

    Спасибо коллеги!!!

  • #4

    Римма (Thursday, 03 January 2013)

    как нужны в школе такие мужчины, Павел Владимирович - так чувствовать умеют немногие - и они нужны детям. оставайтесь, пожалуйста, с нами!

  • #5

    kirzagrad (Thursday, 03 January 2013 18:57)

    Римма Андреевна, спасибо за добрые слова, постараюсь оправдать Ваше доверие и доверие детей...

  • #6

    Ольга (Saturday, 18 January 2014 11:37)

    Ваше эссе как отражение мои ощущений. Спасибо

  • #7

    kirzagrad (Saturday, 25 January 2014 16:51)

    Ольга, спасибо за комментарий.

  • #8

    Гаврилова Ирина Александровна (Tuesday, 07 October 2014 19:00)

    И вот так всю жизнь..., пока работаешь в школе. Спасибо за эссе.

  • #9

    Алеся Федоровна Ернова (Нецветаева) (Tuesday, 27 March 2018 07:41)

    Добрый день, великолепное эссе! Еще 7 лет назад я бы не поняла ( скорее всего) всей глубины ваших мыслей , а сейчас как будто про себя прочитала . У каждого человека в жизни случаются взлеты и падения, а у педагога каждый урок -отдельный взлет и не всегда посадка оказывается удачной. Но если урок прошел продуктивно(пусть даже не по плану) это окрыляет ))
    П.с Надеюсь , вы вспомните меня , выпуск 2011)

  • #10

    kirzagrad (Tuesday, 27 March 2018 14:35)

    Алеся, здравствуй, спасибо за комментарий, а почему я должен тебя забыть? 5-7 класс, большой шумный, праздники, субботники, турпоход, тимуровские походы к ветеранов и девочка хорошистка, которая подчёркивает, что её зовут Алеся а не Олеся как всех остальных ОБЫЧНЫХ девочек. Ныне коллега.

  • #11

    Бокучава Лидия Ивановна (Wednesday, 03 October 2018 05:54)

    Спасибо, коллега за Ваши мысли вслух. Прочитала и задумалась: все на самом деле так.

Выдержка из моего доклада на III Ордынских Рождественских образовательных чтениях 05.12.14

Придя работать в школу, я стал обращать внимание на ненормальный интерес современных детей к  заграничным праздникам:  Хэллоуин, день святого Валентина и другие. С одной стороны, вроде и неплохо, это ведь мировая культура. Телевидение, соц. сети интернета активно используют эти мировые бренды для привлечения внимания к себе.  В век коммерции это неплохой способ повысить спрос к определённого вида товарам и т.д. Вроде бы всё объяснимо.

Но, вот однажды МЕНЯ поздравили ученицы с праздником. Я спросил: «С каким?» Они ответили: «С днём влюблённых, с днём святого Валентина».

На вопрос: «Разве они влюблены в меня?», девчонки засмущались и ответили отрицательно. Тогда я предложил им проанализировать, что означает этот праздник и какие последствия может иметь такое вольное использование идей этого праздника. Опуская технические подробности проведённой нами работы по опросу других школьников, выяснилось, что, по общему мнению:

1. Святой Валентин - это священник (какой конфессии не знал никто), который тайно, тёмными ночами венчал влюблённых, из числа тех, кто официально днём этого сделать, по каким-то причинам не мог.

2. Сам он был в кого-то влюблён, но «стеснялся»  этого и предпочитал посылать тайные записки с признанием.

Вроде бы всё красиво, романтично, и безобидно.  Кстати, на самом деле, Святой Валентин - это один из служителей церкви первых веков христианства, когда оно ещё было едино. И в православии признаётся так же, как и в католицизме, и никакого отношения к тому, что ему приписывается, не имеет.

Ну да что ж теперь, вернёмся к нашему исследованию. Я предложил моим ученикам на основе их знания мировой истории и литературы подумать, а кому помогал, по их мнению, священник, венчавший тайно по ночам.  В ходе беседы вспомнили Ромео и Джульетту Шекспира, которым было 14 и 13 лет соответственно, родители которых к тому же враждовали между собой. Что ждало бы такой брак, если бы на их пути появился такой священник как Валентин? Был бы он счастливым? Сошлись во мнении, что вряд ли, и что трагедия бы произошла в любом случае, но масштабы и последствия могли бы быть более ужасными для окружающих, чем в пьесе Шекспира. Анализируя, кому ещё кроме малолетних детей мог помочь Валентин, т.е. кому общество запрещало вступать в брак, пришли к выводу, что это, например, близкие родственники. А о последствиях таких браков дети знают из уроков биологии. О том, что потомство будет генетическими уродами.  Кому ещё? Людям не равным по положению и возрасту. Но тогда сколько таких браков заключались по любви,  а не по расчёту? В общем, моим детям эти выводы не понравились. А я ещё подлил масла в огонь, обратив внимание на то, что во всех этих легендах РОМАНТИКА заканчивается браком, а о дальнейшей жизни, с позволения сказать, история умалчивает. И если уж совсем быть откровенным, то в мире, в котором тогда жили люди, Валентин просто узаконивал запрещённые в обществе сексуальные отношения. Жили ли эти люди счастливо или их страсть прошла, изменяли ли они  друг другу или вообще может один другого возненавидел, ничего это не ясно. А жизнь штука сложная, изменчивая, но в этой истории об этой её стороне ничего не сказано. Далее возвращаясь к тайным запискам, которые посылал Валентин, мои дети узнали, что среди Европейских священников, где главенствовала католическая  церковь, существует традиция обета безбрачия - Целебат, что эти письмена он адресовал, по общему мнению, одной из своих прихожанок, замужней женщине, которая приходила к нему на исповедь. Но тогда он сам нарушал обет, данный богу, и вводил в искушение своей интригой эту женщину. В чём святость поступка?    

Подводя итог, мы задумались: а какую психологическую программу несёт в себе, с позволения сказать «праздник», активно пропагандируемый среди российского населения? Вывод не очень обрадовал моих учеников: интриганство, скрытность, сексуальная вседозволенность, отсутствие желания  заглянуть в будущее, жизнь одним днём.

  Разочарованию не было предела. А я назвал это идеологической  бомбой, разрушающей устои семьи и брака, в результате действия которой в странах Европы появились такие противоестественные  явления, как СУПРУГ № 1 и супруг № 2. Я думаю все понимают, что я имею в виду.

И вот тогда я достал «Житие святых Петра и Февронии Муромских». Знаю, что где-то в 6 классе оно изучается на уроках литературы как образец древнерусской письменности. Но в таком ракурсе они его ещё не читали. Оказалось, что в нём, как раз, заложена позитивная программа, где брак это только начало истории. Там рассказывается о том, как семья преодолевает все трудности и что даже смерть не может разлучить влюблённых.  «Житие Петра и Февронии Муромских» - вот та программа жизненных установок, о которой мечтают девочки и мальчики в подростковом возрасте. Вот истинная романтика. Эта программа сейчас востребованнее в обществе, чем заморские праздники с непонятной подоплёкой. В общем, на следующий год, когда СМИ 14 февраля трещали о дне влюблённых, мои ученики были спокойны, уравновешены, не бегали с нарезанными сердечками,  у них был свой исконно российский праздник : 8 июля - «День семьи, любви и верности».

Весь текст доклада можно скачать здесь 

Доклад на III Ордынские Рождественские образовательные чтения 05.12.14
доклад на рождественнские чтения. Гаврил
Microsoft Word Document 36.9 KB

Write a comment

Comments: 0





Статья в "Ордынской газете"

№ 50 от 29 июня 2013 года

Обычный учитель

По итогам районного конкурса-фестиваля профессионального педагогического мастерства лучшим был признан преподаватель истории Кирзинской средней школы Павел Гаврилов, ставший лауреатом областного этапа конкурса.

Победа оказалась для него неожиданностью: «Я — обычный учитель, ничего особенного не сделал. Просто повезло…», — скромно улыбается Учитель года Ордынского района.

— Вот говорят, что люди,работающие с детьми, дольше остаются молодыми, — рассуждает Павел Владимирович.— Но здесь даже не контакт играет роль, а то, что приходится постоянно учиться, совершенствоваться, то есть всегда находиться в движении. В классе на уроке надо создать такую рабочую атмосферу, чтобы каждому ученику работать захотелось. Если, например, на физике можно поставить эксперимент и увидеть, как протекает какое-либо физическое явление, то на уроке

истории такой эксперимент с историческим событием не поставишь. Поэтому приходится применять другие технологии. Небольшой фрагмент документального фильма позволит почувствовать себя участником или очевидцем события. А потом вопросы: почему герои так поступили? А как вы поступили бы в этой ситуации? И ученики начинают рассуждать, осмысливать исторические факты. Даже прослушивание песни помогает создать эффект присутствия, перенестись в то время, когда это историческое событие происходило.

— Да, современные дети отличаются от своих сверстников начала века, — продолжает наш собеседник. — Они не лучше и не хуже. Просто —другие. Мало читают, но име-

ют доступ к огромному объему информации, которая бывает противоречивой, и надо уметь выбирать. Поэтому важно развивать у ребят критическое мышление, научить их не осуждать действия поколений минувших дней, а стараться понять их поступки. Дети

— это будущее. Возможно, в ком-то из них живет гений. И учитель имеет возможность

помочь его становлению, раскрыть способности ребенка, направить по пути развития.

Отношение к ученикам у Павла Гаврилова уважительное. Учитель и ученик — равные партнеры: — Режет слух, когда коллеги говорят о безумной любви к детям, которая привела их в школу. Я люблю двоих детей: свою дочь и своего сына, — говорит он. — Других я просто УВАЖАЮ.

…В детстве Павел Владимирович мечтал стать… моряком. Родилась эта мечта во втором классе. Играли с другом в кораблики, а тот так и сыпал: «право руля!», «отдать швартовы!» «крен на левый борт»…Слова эти запали в душу.

Второклассник Паша обнаружил дома оба тома «Цусимы» Новикова-Прибоя и, быстро

одолев их, загорелся мечтой о морских просторах. Чуть позднее, когда окончил начальную школу и получил в библиотеке среди прочих учебник по истории, за лето

проштудировал его от корки до корки. И первым уроком в четвертом классе была история, которую вел Николай Шерстобоев. Любовь к этому предмету стала расти все больше и больше. Но и мечта стать моряком продолжала жить. После школы Павел Гаврилов даже подавал документы в «мореходку», но… Не прошел по состоянию здоровья.

Тогда поступил в радиометеорологическое училище, поработал на Чукотке, отслужил

в армии и вернулся в Кирзу.

Здесь он родился и вырос, здесь его корни. Предки Павла Владимировича, выходцы

из Чувашии, обосновались в этих местах в далеком 1900 году. Он искренне сожалеет,

что так мало узнал от деда о прошлом. Но трепетно относится к легендам рода Гавриловых, которые передаются от поколения к поколению. Написать историю села, заняться археологией мечтает сегодня лучший учитель года Ордынского района. Однажды он работал на стройке, разбирали старинный дом. Под полом нашли полуистлевшую книгу. «Евангелие» на старославянском языке! Можно себе представить, какие чувства испытал Павел, осторожно перебирая хрупкие страницы.

Прикоснуться к старине, увидеть исторические места, постройки и показать это детям — его настоящее увлечение. Вместе с учениками он уже побывал в старинном

уральском городе Кунгуре. Не редко посещает с детьми выставки старины в Новосибирске. 

Но сам он стал педагогом, преподавателем случайно. Когда-то заглянул пообщаться со своими учителями, и ему предложили вести уроки ОБЖ. Согласился, понравилось. Правда, в непростые девяностые, как и многим в те годы мужчинам, из школы пришлось уйти. Чтобы обеспечить семью. Но вскоре вернулся. Стал работать и учиться, выбрал, конечно же, исторический факультет. И вновь прервал биографию учителя — несколько лет с честью носил милицейские погоны…И все же вновь встал на вахту у школьной доски. В третий раз. И, наверное, навсегда.

Вот такой «обычный» учитель работает в Кирзинской средней школе. Учитель, который постоянно пополняет свои знания, ищет новые технологии, возможности их передачи детям, завораживает ребят своей влюбленностью в историю. Не случайно они с таким восторгом делятся впечатлениями от его уроков со своими родителями.

                                                                            Подготовил Виталий МИТЯСОВ

Write a comment

Comments: 0

Статья в блоге на http://www.proshkolu.ru

Ещё одна статья в блоге на http://www.proshkolu.ru


Write a comment

Comments: 0

А это уже история. фотошопа и моего класса...


Погода в нашем регионе